Preview

Теоретическая и прикладная юриспруденция

Расширенный поиск

Проблемы правового регулирования деятельности маркетплейсов и способы их решения: анализ судебной практики

https://doi.org/10.22394/3034-2813-2025-5-92-101

EDN: BHBDPT

Аннотация

Введение. Цифровые платформы (маркетплейсы) изменили торговлю, сделав ее более удобной и доступной. Однако наряду с ростом рынка розничной интернет-торговли в России возникли правовые проблемы. Отсутствие четкого законодательного определения «маркетплейса» и специальных законов о торговле на этих платформах затрудняет установление правил и стандартов для защиты прав потребителей, а также обеспечения безопасности и эффективности бизнеса. Это делает сферу маркетплейсов интересной для изучения с точки зрения гражданского права.

Материалы и методы. Исследование базируется на судебной практике арбитражных судов по вопросам разрешения споров, возникающих при осуществлении торговли на маркетплейсах. При исследовании использовались общенаучные методы и сравнительно-правовой метод.

Результаты исследования и их обсуждение. В законе «О защите прав потребителей» маркетплейсы рассматриваются как «владельцы агрегаторов», выступающих посредниками между продавцом и потребителем, в отличие от прямой электронной торговли, что и представляется их главной отличительной особенностью. Анализ судебной практики позволил выявить основные вариации возникающих проблемных споров, в том числе ущемление прав продавцов условиями оферты, нарушение авторских прав, распространение контрафакта, претензии к качеству товара и недобросовестные потребители. В таких случаях потребители могут защищать свои права в суде или напрямую обращаясь к продавцу. Однако отсутствие конкретного законодательного регулирования маркетплейсов приводит к тому, что они устанавливают собственные правила, что создает непредсказуемость и трудности для потребителей.

Выводы. Для эффективного регулирования маркетплейсов необходимо внести изменения в законодательство. В первую очередь требуется законодательное определение термина «маркетплейс» в законе «О защите прав потребителей» для четкого распределения ответственности. Целесообразно разработать отдельный закон о маркетплейсах, уделив особое внимание механизмам подачи и рассмотрения жалоб, а также разрешению споров.  

Об авторах

Т. Б. Гуляева
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС
Россия

Гуляева Татьяна Борисовна, доцент кафедры гражданского и международного права, кандидат юридических наук

Нижний Новгород



К. А. Кочарян
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС
Россия

Кочарян Карина Араиковна, обучающаяся факультета управления

Нижний Новгород



Р. О. Байрамова
Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС
Россия

Байрамова Рэна Окумдар кызы, обучающаяся факультета управления

Нижний Новгород



Список литературы

1. Агунькина Я. П. Правовое регулирование защиты прав потребителей на маркетплейсах / Я. П. Агунькина, Н. А. Перетрухина // Молодой ученый. 2024. № 13 (512). С. 71–73. EDN: LUNETQ

2. Блинова Ю. В. О некоторых проблемах правового регулирования маркетплейсов в России / Ю. В. Блинова, К. Е. Утемова // Экономика. Социология. Право. 2024. № 1 (33). С. 71–76. DOI: 10.22281/25421697-2024-03-01-71-76. EDN: KBAMLV

3. Высогурская Т. В. Правовое регулирование маркетплейсов: на примере Вайлдберриз // Время науки. 2023. № 4-1. С. 37–43. EDN: LKUNCE

4. Ильяшенко С. Б. Ключевые проблемы торговли на маркетплейсах / С. Б. Ильяшенко, Е. Ю. Депутатова, О. А. Куришева // Экономические системы. 2023. Т. 16, № 4. С. 60–72. DOI: 10.29030/2309-20762023-16-4-60-72. EDN: QHFDQY

5. Клименко А. И. Пробелы в правовом регулировании защиты прав потребителей на маркетплейсах // Epomen. Global. 2023. № S34. С. 579–585. EDN: BHWJAF

6. Козинец Н. В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. № 1. С. 29–31. EDN: EHSLRK

7. Малюшев А. В. Ответственность маркетплейсов за нарушения интеллектуальных прав / А. В. Малюшев, В. Г. Синельникова // Legal Bulletin. 2023. Т. 8, № 1. С. 87–96. EDN: IQYZJA

8. Малюшкина М. И. Ответственность маркетплейсов в спорах о нарушении использования товарного знака // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 11 (87). С. 299–302. EDN: DKXFRH

9. Мигачева К. Е. Ответственность маркетплейсов / К. Е. Мигачева, В. А. Хамуева // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 6 ноября 2023 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. С. 46–53. EDN: EJTUWP


Рецензия

Для цитирования:


Гуляева Т.Б., Кочарян К.А., Байрамова Р.О. Проблемы правового регулирования деятельности маркетплейсов и способы их решения: анализ судебной практики. Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2025;(1):92-101. https://doi.org/10.22394/3034-2813-2025-5-92-101. EDN: BHBDPT

For citation:


Gulyaeva T.B., Kocharyan K.A., Bayramova R.O. Problems of Legal Regulation of the Activities of Marketplaces and Ways to Solve Them. Theoretical and Applied Law. 2025;(1):92-101. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/3034-2813-2025-5-92-101. EDN: BHBDPT

Просмотров: 172


ISSN 3034-2813 (Online)