Образовательный суверенитет как элемент суверенитета государства
EDN: HGLYEX
Аннотация
Введение. Статья содержит анализ значения суверенитета образования для страны и общества, негативных последствий для образовательной среды Закона об образовании, принятого в 1992 г., и внедрения Болонской системы образования, а также подходов к созданию национальной системы образования. Особое внимание уделяется юридическому образованию и подготовке профессиональных юристов.
Методология и материалы. Исследование основано на диалектическом (П. В. Копнин, Д. П. Горский и др.) и цивилизационном (А. Тойнби, Ш. Эйзенштадт и др.) подходах. К числу основных методов относятся анализ и синтез, документальный, сравнительно-правовой, историкоправовой и другие методы.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования анализируется значение образовательного суверенитета для обеспечения национальной безопасности страны, сохранения традиционных культурно-нравственных ценностей, подготовки высококлассных специалистов, способных обеспечить поступательное развитие России. В отличие от большинства специалистов, видящих причину кризиса современного образования во введении Болонской системы, автор обращает внимание на то, что первый удар был нанесен еще в 1992 г. принятием Закона об образовании РФ.
Выводы. Соглашаясь с мнением большинства специалистов по поводу реформирования системы образования, автор считает, что эта работа должна иметь научную основу и осуществляться с учетом прогностических выводов, определяющих наиболее перспективные направления в развитии системы образования. При этом в центре внимания должны быть обучающийся и преподаватель.
Об авторе
Н. И. ПишикинаРоссия
Пишикина Нина Ивановна, доцент кафедры уголовного права юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Дружилов С. А. Интеграция с европейской системой высшего образования: преимущества и возможные «подводные камни» // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 58–60. EDN: RAJQEX. URL: https://s.expeducation.ru/pdf/2010/5/2010_05_36.pdf
2. Жевлакович С. С. К вопросу о суверенизации национальной системы образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 127–135. DOI: https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-127-135. EDN: IMYOVH. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suverenizatsiinatsionalnoy-sistemy-obrazovaniya/viewer
3. Жуков В. А. Российский образовательный суверенитет: преодоление девиаций и формирование новой государственной политики (историко-правовой анализ) // Труды Института государства и права РАН. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-obrazovatelnyy-suverenitetpreodolenie-deviatsiy-i-formirovanie-novoy-gosudarstvennoy-politiki-istoriko-pravovoy-analiz/viewer
4. Иванеев С. В. Пространство образования в сохранении суверенитета и безопасности современного государства // Право и практика. 2017. № 2. С. 116–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-obrazovaniya-v-sohranenii-suvereniteta-i-bezopasnosti-sovremennogo-gosudarstva
5. Земсков В. В. Образовательный суверенитет как инструмент обеспечения экономической безопасности // Отходы и ресурсы. 2023. Т. 10. № S2. DOI: 10.15862/11FAOR223. EDN: GKPXUV. URL: https:// resources.today/PDF/11FAOR223.pdf.
6. Кабанов В. Л. Роль федерального законодательства в обеспечении образовательного суверенитета Российской Федерации // Государственная ценностная политика в системе образования: материалы II Всероссийского образовательного форума, Москва, 14–15 мая 2024 г. М.: Московский педагогический государственный университет, 2024. С. 23–29. EDN: KSJGLF
7. Колесникова К. И. Образовательный суверенитет Российской Федерации и политико-правовые механизмы его обеспечения / К. И. Колесникова, С. В. Ширяева // Государственная ценностная политика в системе образования: Материалы II Всероссийского образовательного форума, Москва, 14–15 мая 2024 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2024. С. 12–22. EDN SWVOZH.
8. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025. 412 с.
9. Масягутов И. К. О необходимости совершенствования федерального законодательства об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних / И. К. Масягутов, Н. И. Пишикина // Нравственно-правовые и управленческие аспекты молодежной политики. Материалы конференции. Сыктывкар, Республиканская академия госслужбы и управления при Главе Республики Коми, 2000.
10. Пишикина Н. И. Факторы воспроизводства преступлений несовершеннолетних // Криминология вчера, сегодня, завтра. № 2 (13). 2007. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/letopis-publikatsiy-v-zhurnale-sankt-peterburgskogo-mezhdunarodnogokriminologicheskogo-kluba-kriminologiya-vchera-segodnya-zavtra/viewer
11. Пишикина Н. И. Правотворчество и правоприменение в отношении несовершеннолетних на современном этапе // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Материалы международной научно-практической конференции (9–10 апреля 1998 г.) в 3 частях. Ч. 3. СПб.: СПбА МВД России, 1998.
12. Попова А. В. Образовательный суверенитет России: к вопросу о содержательной характеристике уникальной национальной системы образования // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 82–91. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-82-91. EDN: OGRNVR. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-suverenitet-rossii-k-voprosu-o-soderzhatelnoy-harakteristike-unikalnoy-natsionalnoysistemy-obrazovaniya#:~:text
13. Тазетдинова Д. Р. Современные подходы к образовательному суверенитету в Российской Федерации // X Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 25–26 марта 2025 года. Казань: Логос-Пресс, 2025. С. 826–831. EDN: XEVGQN
14. Терновая Л. Н. Суверенитет как характеристика современной системы образования / Л. Н. Терновая, Н. О. Яковлева // Педагогическая перспектива. 2025. № 4 (20). С. 12–20. DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2025_4(20)_12.
Рецензия
Для цитирования:
Пишикина Н.И. Образовательный суверенитет как элемент суверенитета государства. Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2025;(4):79-90. EDN: HGLYEX
For citation:
Pishikina N.I. Educational Sovereignty as an Element of State Sovereignt. Theoretical and Applied Law. 2025;(4):79-90. (In Russ.) EDN: HGLYEX


























