Фиктивные (подразумеваемые) административные акты: перспективы интеграции в российское законодательство
https://doi.org/10.22394/2686-7834-2022-3-61-70
Аннотация
В статье рассматривается категория фиктивного административного акта. Указывается на неудачность заимствованного из германского административного права термина «фиктивный административный акт». В качестве замены ему предлагается иной термин — «подразумеваемый административный акт». Высказывается суждение, что подразумеваемый административный акт, будучи юридической фикцией, не является административным актом в собственном смысле этого слова. Обосновывается предположение о том, что к подразумеваемым административным актам могут применяться нормы о недействительности административных актов, вместе с тем в силу особенностей их правовой природы к ним могут быть применимы далеко не все основания недействительности. На основе анализа зарубежного законодательства представлены возможные модели использования подразумеваемого административного акта, когда законодатель может устанавливать позитивный или негативный фиктивный вывод либо в качестве общего правила, либо применительно к отдельным административным процедурам. Определены цели применения рассматриваемой категории в законодательстве. Показывается различие целей нормативной фиксации и использования в юридической практике позитивного и негативного фиктивного вывода. Цель негативного фиктивного вывода — устранить состояние правовой неопределенности в тех случаях, когда оспаривание бездействия административного органа по тем или иным причинам затруднено. В то же время позитивный фиктивный вывод в целом приводит к упрощению и ускорению административных процедур и способствует процессуальной экономии. С учетом зарубежного опыта делается вывод о целесообразности введения категории позитивного подразумеваемого административного акта в российское законодательство для упрощения и ускорения административных процедур. Даются общие рекомендации по возможным путям его введения — в частности, указывается на недопустимость установления такого условия в качестве общего правила.
Об авторе
В. В. МасловРоссия
Владимир Владимирович Маслов, аспирант
Нижний Новгород
Список литературы
1. Баранов В. М., Першин В. Б., Першина И. В. Юридическая фикция как научная проблема: критические заметки на монографию Р. К. Лотфуллина «Юридические фикции в гражданском праве» // Юридическая техника, 2007. № 1. С. 266–276.
2. Белов В. А. Гражданское право : в 4 т. Т. II. Общая часть в 2 кн. Кн. 2. Факты + допматериал в ЭБС: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 497 с.
3. Васильев Р. Ф. Акты управления (Значение, проблема исследований, понятие). M., 1987. 141 с.
4. Гамбарян А., Мурадян М., Шакарян Т. Молчание административного органа и фиктивные административные акты // Ежегодник публичного права — 2021: инструменты действия административных органов. М.: Инфотропик Медиа, 2021. С. 160–190.
5. Гамбарян А. Правовые режимы молчания и фиктивных выводов, вытекающих из него // Журнал российского права, 2019. № 12. С. 19–29.
6. Давыдов К. В. Административные процедуры: концепция правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2020. 655 с.
7. Евтихиев А. Ф. Законная сила актов администрации. Люблин: Губ. тип., 1911. 292 c.
8. Елистратов А. И. Основные начала административного права. М.: Изд. Г. А. Лемана, 1914. 332 c.
9. Кассиа П. Подразумеваемые решения в административном праве Франции // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. М.: Статут, 2011. С. 194–219.
10. Курындин П. А. Французская доктрина подразумеваемых (имплицитных) административных актов и перспективы ее применения в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права, 2015. № 2 (51). С. 35–40.
11. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 521 с.
12. Лотфуллин Р. К. Юридические фикции в гражданском праве. М., 2006. 213 с.
13. Михеева И. В. Правотворчество министерств Российской империи в XIX — начале XX века : монография / научн. ред. д-р. юрид. наук проф. Н. А. Власенко. М., 2012. 388 с.
14. Новоселов В. И. Законность актов органов управления. М.: Юрид. лит., 1968. 107 с.
15. Пуделька Й. Инструменты действия органов государственного управления // Ежегодник публичного права — 2021: инструменты действия административных органов. М.: Инфотропик Медиа, 2021. С. 2–23.
16. Россинский Б. В. Административное право : учебник. 6-е изд., пересмотр. М.: Норма, ИНФРА-М, 2020. 640 с.
17. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: НОРМА, 2002. 600 с.
18. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 582 с.
19. Томтосов А. А. Административный акт в российском публичном праве. М.: Инфотропик Медиа, 2020. 160 с.
20. Хван Л. Административное молчание в законе об административных процедурах: к вопросу о правовой квалификации и модели нормативной регуляции // Ежегодник публичного права — 2021: инструменты действия административных органов. М.: Инфотропик Медиа, 2021. С. 148–159.
21. Ченерелли А. Административные процедуры в итальянском праве // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2019. № 6. С. 165–172.
22. Batalli М. Consequences of Administrative Silence in Public Administration. Journal for Labour and Social Affairs in Eastern Europe. 2017. Vol. 20: Future labour market challenges: digitalisation and Brexit. No. 1. Р. 139–152.
23. Caspar J. Der fiktive Verwaltungsakt — Zur Systematisierung eines aktuellen verwaltungsrechtlichen Instituts / Archiv des öffentlichen Rechts — 125 / Kleine Beiträge 23. S. 131–153.
24. Jansen O. Silence of the Administration. Maastricht Faculty of Law Working Paper. 2015. № 2015-03.
25. Parisio V. The Italian Administrative Procedure Act and Public Authorities’ Silence. Hamline law review: Vol. 36. Iss. 1, Article 2 (2013).
26. Pérez M. G. El silencio administrativo en España. Misión Jurídica: Revista de derecho y ciencias sociales. 2013. Vol. 6. No. 6. Р. 57–83.
27. Siegel Th. Allgemeines Vervaltungsrecht. 14. Aufl. (e-book). Heidelberg: C. F. Müller, 2022. 2560 s.
Рецензия
Для цитирования:
Маслов В.В. Фиктивные (подразумеваемые) административные акты: перспективы интеграции в российское законодательство. Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2022;(3):61-70. https://doi.org/10.22394/2686-7834-2022-3-61-70
For citation:
Maslov V.V. Fictitious (Implied) Administrative Acts: Prospects of Integration Into Russian Legislation. Theoretical and Applied Law. 2022;(3):61-70. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2686-7834-2022-3-61-70

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.